www.youtube.com

Ругать Яндекс сейчас это то же самое, что пинать лежачего. Это модно, это мейнтрим, на этом можно поймать частичку популярности и словить лайки. Особенно на фоне новостей о том, что компания уволила большую часть старой команды, которая по некоторым данным, к созданию нового дизайна сайта отношения не имеет. Технократия за лайками не гонится, и потому решила не следовать мейнтстриму. Дабы разобраться в ситуации, мы посмотрели на ситуацию с двух сторон – с позиции рынка и с позиции пользователя.

Рынок.

Business as a usal.
Winston Churchill

Что сделал Кинопоиск? Распорядился своим имуществом. В 2013 году Яндекс отвалил $80 миллионов и приобрел все права на Кинопоиск. Стало быть, Яндекс, при желании может вообще закрыть сайт и «сжечь все рукописи» и ему никто не вправе что-либо предъявить.  Указывать Яндексу что делать с Кинопоиском это то же самое, как если бы продавец на рынке начал бы указывать вам, что делать с купленной картошкой – жарить или варить, в мундире или пюре. И никак иначе.

Во многих популистских текстах, где авторы под общее веселье пинают лежачего, упоминается «основатель Кинопоиска», но никак не «бывший владелец, продавший сайт за $80 миллионов». Если мы считаем, что при покупке сервиса Яндекс купил не столько сайт, сколько аудиторию, то, стало быть, предыдущий владелец эту самую аудиторию продал? Двойные стандарты, сэр.

Что плохого в новом дизайне Яндекса? Если не брать в расчет многочисленные баги, то выглядит он, как и подобает выглядеть сервису в 2015 году. Если бы Кинопоиск создавался бы не в 2003, а в 2015 году, то примерно так бы он и выглядел с самого начала. Разве не минимализм сегодня объявлен главным трендом, и разве не сама аудитория ругает сайты, не подчинившиеся этому тренду?

chezasite.com

Нет ничего плохого и в привязке к онлайн-кинотеатру. Где логичнее смотрелась бы возможность приобретать фильмы – на сайте киноманов или сайте любителей зимней рыбалки? Связка с IVI.ru напрашивалась уже все последние годы – «пришел посмотреть информацию о фильме, тут же купил, посмотрел». Рынок одобряет.

В этой стезе все нововведения вполне вписываются в общую картину – есть сайт, есть огромная аудитория, есть команда, которая получает заработную плату, есть потраченные $80 миллионов. Если бы Яндексу перед покупкой сказали «вот вам сайт, вы платите зарплату сотрудникам и не смейте ничего менять или пытаться как-то заработать на этом сайте», то вряд ли бы компания выложила бы кругленькую сумму.

Вот тут то круг и замыкается. Зачем тогда Яндекс покупал сайт, если не имеет права распоряжаться своим имуществом так, как считает нужным? И зачем он заплатил $80 миллионов, если не может вводить новые функции монетизации? За то, чтобы киноманы и дальше упражнялись бы в написании рецензий? Альтруизм никогда еще ни к чему хорошему не приводил, а в связке с социализмом и вовсе ломает рынок. Помните роман Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»? Там владелец завода создал идеальные возможности для работников и выпускал только ту продукцию, которую требовала аудитория. Через 5 лет завод обанкротился и закрылся, зато его все любили.

www.pinterest.com
www.pinterest.com

С позиции рынка Яндекс все сделал правильно. Он пошел вперед, поменял дизайн в соответствии со вкусом и требованиями аудитории, откликнулся на тренды 2015 года, начал активнее монетизироваться, дабы отбить свои $80 миллионов и другие вложения. Баги же бывают у всех – Bethesda (на чьем фоне Кинопоиск не то чтобы мелкий игрок – его даже не видно) выпускает до 10 патчей к каждому своему новому продукту, и это считается в порядке вещей.

Человек.

«Человек есть мера всех вещей»,
Протагор

Когда вы приходите на ипподром, вы ставите на лошадь. Но лошадь сама по себе бежать в правильном направлении не будет, так что по факту вы ставите на жокея. Аналогично с Кинопоиском – сам сайт, при всей огромной базе информации, стоит недорого. Собрать аналогичную базу – дело 2-3 месяцев. Главный же актив ресурса – многочисленная аудитория, лояльность которой зашкаливает за +9000.

Кинопоиск обладает тем, что ценится сегодня выше всего – социальным графом. Это целое сообщество, может быть не такое крепкое, как на форумах, но все-таки довольно сплоченное. Кинопоиск это бренд и авторитет. Какую оценку поставят пользователи Кинопоиска фильму, такая у него и будет стоять во всех онлайн-кинотеатрах. При желании эта аудитория может обеспечить как успех, так и полный провал любой картине, потому что привычка сначала смотреть оценки на Кинопоиске, а потом идти смотреть сам фильм уже крепко укоренилась в образе жизни миллионов людей.

Image 8

Яндекс, по факту, приобретал не сам сайт, а именно социальный граф сайта. И раз так, то главная обязанность, как нового владельца, сводится к тому, чтобы этот граф не распылить и аудиторию, которую предыдущие владельцы собирали по крупицам на протяжении 10 лет, не растерять.

Новый дизайн, несмотря на многомесячное тестирование, оказался практически для всех пользователей неожиданностью, причем не очень приятной. Так, открыв утром свой любимый сайт, многие внезапно оказались на белом полотне с двумя баннерами – у многих исчезли оценки, рецензии, сам интерфейс стал запутанным и ото всех мест выглядывает предложение что-то купить. Это уже не говоря о назойливом предложении связать свой профиль с профилем в Яндексе.

Человеческий фактор, непредсказуемость которого сыграла решающую роль и на этот раз, привел не только к яростной критике ресурса, но и заставил компанию, своеобразного лидера, на который все привыкли ровняться, отступить назад  и признать свою неправоту.

ashvongrimm.deviantart.com
ashvongrimm.deviantart.com

Правда, как оказалось, это все ненадолго – даже отступив под натиском общественности, Яндекс, по некоторым сведениям, уволил большую часть людей, которые к новому Кинопоиску имели мало отношения, зато на протяжении 12 лет кропотливо трудились над старым ресурсом, упорно продвигая его в лидеры рынка.

В погоне за монетизацией, Яндекс забыл о том, что поставил не на лошадь, а на жокея. И об интересах и желаниях этого жокея надо заботиться, ибо лошадь сама по себе бежать не будет. Какой бы насыщенная ни была база Кинопоиска, если его не будут посещать,  то и пользы от него будет чуть менее чем никакой.

Что дальше?

Что будет дальше, не берется предсказать даже Капитан Технократия, ибо он был уверен, что Яндекс сможет взять ситуацию в руки, и не превратится в коньюктурщика. Дальше остается только следить за развитием ситуации и ждать, когда Яндекс все-таки перейдет на новый дизайн, и как «новый Кинопоиск, дубль 2» будет воспринят аудиторией. Ибо, как показала ситуация, человеческий фактор остается тем самым ящиком Пандоры, взломать код которого многие маркетологи в принципе не способны. Во всяком случае, среди тех, кто работал над новым Кинопоиском, таких не оказалось.