Возможно, вы уже успели прочитать исследование издания Business Insider о рождении, жизни и возможном конце Evernote, заботливо переведенное и перепечатанное российскими СМИ. У Технократии на этот счет свое мнение.

Еще год назад Evernote был любимчиком Кремниевой Долины, медиа, начинающих бизнесменов и всех, кто им сочувствует. Стартап умудрился всего через 4 года после основания попасть в «единороги» — технологические компании, чья оценка превышает $1 миллиард. В 2015 году компания сократила количество сотрудников на 18% и закрыла 3 офиса. Что будет дальше?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться в 2014 год и посмотреть на причины, по которым закрылся стартап Springpad, который долгое время считался главным конкурентом Evernote. Компания, которая находилась в Бостоне, в свое время привлекла 7 миллионов и добралась до отметки в 5 миллионов пользователей.

Стартап развивался, вводил новые функции, активно набирал базу, но в мае 2014 года внезапно перестал обновлять свой микроблог. Еще позже компания перестала обновлять свое приложение для iOS, а затем и вовсе закрыла свой сайт. 25 июня того же года Springpad официально объявил о закрытии компании:

springpad

Что же стало причиной, по которой столь крупный игрок провалился на рынке? Ведь, по сути, Springpad имел аналогичные функции с Pinterest, только вот вышел на рынок на 2 года раньше. Да и багов в нем было намного меньше, чем в том же Evernote.

Ответ прост — команда сделала крутой продукт, но не придумала, как его монетизировать. Это не скрывает и само руководство. Springpad как появился в 2008 году, так и оставался бесплатным до самого конца. В компании долго думали, по какому пути монетизации пойти – вешать объявления или же вводить премуим-функции. Пока думали, деньги закончились, и стартап пришлось закрыть. Как впоследствии говорил сооснователь Springpad Джефф Дженер, они с самого начала не продумали, как будут зарабатывать на продукте, полагаясь на то, что «главное — собрать пользователей, а там посмотрим».

Интерфейс Springpad ©appsforpconline.com
Интерфейс Springpad
©appsforpconline.com

Называются еще причины, такие как место локации офиса (Бостон, а не Кремниевая Долина, мекка технологических разработок, но «задний дворик» технологических компаний),  то, что Springpad был разным продуктом для разных людей и не имел уникального торгового предложения, и многое другое, но главным остается отсутствие бизнес-подхода.

Что же Evernote? Как только количество пользователей перевалило за миллион, компания начала тестировать различные модели монетизации. Когда пользователей стало больше 10 миллионов, платные функции уже начали постепенно внедряться. После 50 миллионов компания уже вовсю начала делать деньги, как на платных функциях, так и на бизнес-аккаунтах.

Но, как и Springpad, Evernote совершил точно такие же ошибки, которые и стали причиной нынешних проблем. Точно так же, как и погибший конкурент, Evernote никак не может сосредоточиться на одном продукте, постоянно выпуская приложения то по письму от руки, то для обмена рецептами. Основной сервис – заметки, как и у Springpad, остался где-то в 2011 году и грустно посматривает оттуда на новые продукты компании. Точно так же, Evernote никак не может понять, на чем же им зарабатывать. Да и вводить платные функции стоило гораздо раньше.

Платные функции ©blog.evernote.com
Платные функции ©blog.evernote.com

Исходя из всего этого, то, что сейчас происходит с компанией, может быть не столько признаком  провала, как почему-то перевели российские издания словосочетание «deep trouble», а всего лишь переходом от стартапа с бесплатными уборками квартир эффективных менеджеров к солидной компании, где останутся только самые нужные и необходимые. Этим же объясняются и сокращения, и объявление сконцентрироваться лишь на заметках, и закрытие офисов, и замена CEO компании, и отмена конференций.

Это подтверждает и заявление сооснователя Evernote, российского программиста Степана Пачикова:

Я член правления компании и не могу делать публичные заявления без согласия компании, но сделаю: я поддержал приход [нового CEO] Криса [О’Нилла] в компанию и считаю правильной ту встряску что он устроил: компании нужен фокус и цельность видиния. Продукт в ближайшее время станет лучше: легче,проще в использовании и надежнее.

Действительно, компании нужна хорошая встряска, ведь Evernote во многом прославился тем, что предлагал бесплатные уборки квартир своих сотрудников, организовывал переводы в зарубежные офисы за свой счет, оплачивал счета за зарядку электромобилей, а рассказы о блюдах в корпоративном питании превратились в легенды. Компания старалась изо всех сил произвести впечатление на соседей и аудиторию, что им и удалось – в Evernote порядка 150 миллионов пользователей, и, наверное, столько же упоминаний в СМИ и блогах. Теперь пришло время зарабатывать.

Офис компании © www.glassdoor.com
В центре — бывший CEO Фил Либин © www.glassdoor.com

Evernote действительно попал в сложную ситуацию и обзавелся букетом проблем, но те 150 миллионов пользователей никуда не делись, как и открытое API компании. Сокращение расходов и приход нового СEO (предыдущий не хотел делать из Evernote простое мультиплатформенного приложение, постоянно заявляя, что хочет сделать многофункциональный «разум» пользователя), нацеленного на конкретный результат, показывает, что компания не собирается сдаваться, так что сказка еще не закончилась.