REUTERS/Facebook Press Service/Handout

Количество мобильных пользователей Facebook выросло за 3 года с 10 миллионов в 2013 году до 15 миллионов в 2015 году. Если тенденция сохранится, то уже к 2018 году этот показатель составит 20 миллионов. Такие цифры содержатся в отчете агентства Statista.

Источник: statista.com
Источник: statista.com

Рост почти на 50% за такой короткий отрезок можно объяснить не столько тем, что социальная сеть активизировала присутствие на российском рынке, сколько тем, что ВКонтакте преждевременно расслабился.

Последним крупным обновлением, которое все ждали и везде обсуждали, была биржа рекламы. Было это в 2013 году. С тех пор ВКонтакте появляется в новостях по большей части в качестве участника или наблюдателя – блокировка, пиратский контент, скандал, разврат, содомия, скрепы.

FB тоже не отстает, чего стоит только блокировки и удаления аккаунтов по спорной причине. Но разница в том, что компания этим не ограничивается — объемное видео, трансляции, новый формат заметок, смена дизайна, Messenger, в конце концов — каждую неделю и месяц демонстрируется что-то новое.

Общественность, видимо, так сильно соскучилась  по обновлениям в ВКонтакте, что стала сама их выдумывать. То новый вид ленты, то и вовсе кардинальное изменения. Все это оперативно опровергается администрацией.

Еще относительно недавно в медиапространстве витало мнение, что единственная сеть, которая растет в России, это ВКонтакте. Статистика показывает, что это, мягко говоря, не так, а простое наблюдение лишь подтвердит гипотезу.

Еще лет 5 назад Facebook был некой «интеллектуальной» платформой. Это было и плюсом – говорило о высоком качестве контента, и минусом – обрекало сеть пребывать в узкоспециализированной нише. Когда же только мобильной аудитории, причем активной, тех, кто заходит раз в день, 15 миллионов, то вряд ли можно говорить о каких-то предпочтениях или узкой аудитории. Очевидно, что Facebook из социальной сети для тех, кто часто ездит заграницу, становится платформой для тех, кто там никогда и не был.

Неверно было бы предполагать, что FB растет потому, что ВК позволяет. Мудрость «Зло побеждает, когда добро бездействует» слишком уж притянута за уши. Facebook хоть и заявлял много раз, что не собирается в России ни с кем конкурировать, все же приехал в Россию, после чего перевод контента на русский язык пошел намного активнее. Старожилы должны помнить времена, когда в личном аккаунте была переведа лишь половина информации, причем роботом, вследствие чего сеть долгое время предлагала «Обновить страница» и «Добавлять друг».

Немаловажен тут и голос бизнеса. К примеру, у одного только Сбербанка количество подписчиков с 2013 года выросло почти в 4 раза:

Количество подписчиков страницы Сбербанк за в 2013 и 2015 годах
Количество подписчиков страницы Сбербанк за в 2013 и 2015 годах

По сути, Facebook не предпринимает каких-либо активных действий по развитию в России. Тут нет офиса, как в Ирландии, нет места в стране-тестировщике, как у Пуэрто-Рико. Переводится сеть на русский язык точно так же, как и на сотни других языков – медленно и постепенно. А аудитория все равно растет. К примеру, весной 2012 года Facebook в месяц посещало 15 миллионов человек, а уже через 3 года – почти 25 миллионов. С одной стороны, это можно списать на рост уровня проникновения интернета, но тогда надо признать, что все новые пользователи интернета = пользователи Facebook.

Сейчас социальная сеть готовит масштабное обновление в виде отдельного продукта – Facebook At Work. Скорее всего Цукерберг попробует сделать в России то, что не очень удалось Linkedin, ибо полноценной рабочей социальной сети после «Моего круга» в России не появилось. Рост FAW обеспечит рост популярности и самого FB, и, к 2018 году, когда в России будет проводиться ЧМ по футболу, куда съедутся представители стран, где о ВК никогда и не слышали, Facebook уже может оказаться если не в лидерах, то там же, где и истина – где-то рядом.

Подписывайтесь на Технократию в Facebook.
И да, мы есть в ВКонтакте.