Facebook объявил, что период тестирования Facebook At Work подходит к концу и вскоре новый продукт будет общедоступен. Точная дата не называется, но известно, что это произойдет в первые месяцы 2016 года. Сейчас же FAW проходит последние виражи с компаниями, который и взяли на себя роль первопроходцев.

Facebook At Work разрабатывается уже с начала 2015 года. Тогда же были представлены приложение для iOS и Android (в российском App Store недоступны) для тех компаний, которые отправили заявку на участие в тестировании.

Прошел год и Facebook сообщил, что все идет как надо, тестирование успешно подходит к концу, уже готов рабочий чат, а в ближайшие месяцы будет доступны не только приложения, но и веб-версия сервиса, которая, по сути, станет отдельной социальной сетью. Останется ли практика создавать «свой Facebook, с кофе и печеньками» на отдельном поддомене формата company.facebook.com, пока что неизвестно:

clubmed
Так можно понять, что компания ClubMed тестирует FAW

Слухи о работе над бизнес-версией сети ходили уже давно. Мотивом же для начала работы стал ряд факторов, и в частности, истории о том, как работодатели блокируют у себя в офисах доступ к Facebook. Дескать, отвлекает и мешает.

Такая проблема действительно имела место и согласно исследованию HCL Technologies, трое из пяти офисных сотрудников пользуются на рабочем месте Facebook, даже зная, что это запрещено.

Еще один фактор – успех Linkedin. По итогам третьего квартала 2015 года количество пользователей социальной сети для бизнеса составило 396 миллионов. Это, конечно, не так много, как у самого Facebook, где количество пользователей уже давно превысило 1 миллиард, но все же солидная цифра. К тому же, Linkedin растет активными темпами – еще год назад количество пользователей было на отметке 332 миллиона. Смотрите, какая красивая статистика:

linkedin
Статистика пользователей Linkedin в миллионах. Statista.com

Правда, больше половины пользователей из США, и в России, к примеру, сеть популярна чуть более, чем никак. Есть мнение, что Facebook и делает ставку на те страны, куда Linkedin не сумел пробраться.

FAW собирается встать в один ряд с Yammer, который Microsoft в 2012 году купил за $1,2 миллиарда, Jive и Huddle. Но главным конкурентом Facebook станет именно Linkedin – как это уже было 10 лет назад.

Студент VS Бизнесмен

Тогда, в 2005 году, вопрос лидерства решался уже между двумя сайтами – Facebook Марка Цукерберга и Linkedin Рида Хоффмана. MySpace стал прекрасной блог-платформой, но никак не соцсетью, Friendster начал стремительно опускаться на дно еще в 2004 году, Orkut так и продолжал буксовать.

На финишной прямой остались только 2 проекта, и сложно было найти более непохожих друг на друга конкурента. Причем непохожих абсолютно во всем.

К 2005 году Хоффману было уже 38 лет, за спиной был диплом Стэнфордского университета, где он получил престижную премию Маршала, степень магистра философии в Оксфорде. В середине 90-х годах Хоффман работал в Apple и Fujitsu, в 1997 году создал свой первый проект, SocialNet.com, из которого вышел уже через 2 года – лопнул пузырь доткомов.

В 2002 году Хоффман попал под мейнстрим и создал социальную сеть, которую решил назвать LinkedIn. На тот момент он был исполнительным вице-президентом PayPal Питеря Тиля, успешным венчурным инвестором и довольно известной в IT-кругах личностью.

Рид Хоффман. Поднесите воду к монитору
Рид Хоффман. Поднесите воду к монитору

Цукерберг если не был противоположностью, то уж точно не из того круга, в котором вращался Хоффман. Марку в 2005 году было 20 лет, он бросил учебу в Гарварде, где его привлекали к исправительным работам за взлом (Facemash) и обвиняли в воровстве идеи (Harvard Connection). Зимой и летом Цукерберг ходил в сандалиях, жил в толстовке с капюшоном, поддерживал пиратов и водил знакомства с такими личностями как Шон Паркер, известного своим веселым образом жизни.

Точно так же сильно различались и их продукты. Linkedin с самого начала ориентировался на взрослую аудиторию. Так как ниша социальных сетей и так была переполнена, то Хоффман взял курс на узкий сегмент — бизнесменов. В результате типичными пользователями сервиса были такие же люди, как  и он сам – серьезные взрослые дяди в деловых костюмах. Репутация Linkedin, как и самого Хоффмана, была практически безупречной. К слову, таковой она остается и сейчас.

Facebook же наоборот, был сетью для студентов и ориентировался на молодых людей, которые горят желанием о себе заявить. В компании не было никакого дресс-кода, офис располагался в частном доме в Калифорнии, где периодически устраивались вечеринки с пивным пинг-понгом. Алкоголь, естественно, в такие дни лился рекой. Президентом компании был вышеупомянутый Шон Паркер, которого, вдобавок ко всему прочему, в тот момент начали еще и подозревать в употреблении наркотиков.

Марк Цукерберг. Воду можно уносить.
Марк Цукерберг. Воду можно уносить.

Это сейчас Facebook стал безоговорочным лидером. Тогда же, в 2005 году, у обеих соцсетей количество пользователей приближалось к 5 миллионам, и вопрос, кто же пойдет дальше, оставался интригой. От  этого зависели не только судьбы компаний, но и путь развития всех социальных сетей, потому что и в плане функционала оба продукта придерживались абсолютно разных мнений.

Конфиденциальность VS  Монетизация

Linkedin, к примеру, давал пользователям возможность узнать, кто «был у него в гостях». Это делало сервис аналогом сайта знакомств, которые тоже надеялись таким образом подтолкнуть юзеров к созданию социального графа.

Facebook же, наоборот, не только не предоставлял такую возможность, но еще и блокировал все сторонние попытки обойти систему. Цукерберг с самого начала был против того, чтобы люди в Facebook знакомились между собой, предпочитая вариант, когда социальный граф выстраивается пользователями на основе знакомства в реальной жизни.

Хоффман с момента создания активно пытался монетизировать свой продукт. Доходило вплоть до того, что платить приходилось даже просто для создания профиля и отправки сообщений. Правда, в компании вовремя поняли, что это, как минимум, дико и отказались от своей идеи, но попытки превратить Linkedin в бизнес не прекратились.

Таким был интерфейс Linkedin в 2005
Таким был интерфейс Linkedin в 2005

Цукерберг не только отвергал саму мысль о плате за регистрацию, но и откладывал все вопросы о монетизации до лучших времен. Все средства пускались не на маркетинг, а на закупку новых серверов, благодаря чему Facebook был самой стабильной из всех соцсетей.

У Linkedin в 2005 году была не только градация платных аккаунтов, но еще и взимание денег с создания бизнес-страниц и публикации объявлений. Иначе говоря, нечто вроде нынешнего HH.ru – компания регистрировалась в сети, платила Хоффману и получала доступ к базе пользователей сайта, которых можно было нанять на работу, благо, что полей для информации хватало.

У Facebook в 2005 году никаких бизнес-страниц не было. Как и бизнес-аккаунтов. Да и, собственно говоря, открытой регистрации не было – она появилась только через год. Никто и не за что в соцсети не платил. К слову, и сейчас для создания бизнес-страницы (page), с компаний ничего не взимается.

А вот таким был Facebook. С изображением Аль Пачино, но уже без the
А вот таким был Facebook. С изображением Аль Пачино, но уже без the

Linkedin был серьезным бизнесом с момента создания. Хоффман не скрывал, что видит в продукте предприятие, которое имеет конкретную цель – связывать людей по принципу их квалификации или профессиональной принадлежности.

Facebook долгое время позиционировался Марком как хобби, которое, возможно, когда-нибудь, если сойдутся все звезды, станет бизнесом, приносящим стабильный доход. Никакой цели, кроме «давайте сделаем, а там посмотрим» у проекта не было. Ну или Цукерберг просто ее не озвучивал.

И победа присуждается…

Все закончилось уже через год. В 2006 году Facebook добрался до отметки в 12 миллионов, тогда как Linkedin забуксовал на 8. Еще через год соотношение было уже 50 и 15. В 2008 году стало ясно, что Цукерберг победил, ибо у Facebook было 100 миллионов зарегистрированных пользователей, а у Linkedin всего 33.

Было бы ошибкой полагать, что Linkedin изначально не стремился конкурировать с Facebook. Обе соцсети начинали с узкого сегмента, обе регистрировали лишь по инвайтам, и обе собирались в будущем расширяться.

Хоффман, поняв, что конкуренция проиграна, отказался от мечты сделать «социальную сеть для всех и каждого», и решил остаться в узком сегменте. Любопытно, что в дальнейшем он стал одним из инвесторов Facebook, причем вложился на ранней стадии.

Цукерберг же, избавившись от своего прямого конкурента, обратил внимание на всех остальных. Первым пал MySpace, который уже был не соцсетью, а платформой для дневников и блогов:

Показательная статистика
Показательная статистика

Вторым стал Instagram. Тут Цукерберг не стал утруждать себя конкуренцией и просто купил сервис. Аналогично с WhatsApp. После этой сделки у Марка разыгрался аппетит и он решил заменить вообще весь интернет, но это уже совсем другая история, продолжение которой мы оставим на другой вечер.

2015. Fatality

Ожидается, что Facebook At Work будет мало чем отличаться от самой соцсети. Та же хроника, те же профили, те же сообщения. Однако продукт явно будет предлагать и новые функции, иначе смысл запускать дубликат?

Вот так будет выглядеть Facebook At Work
Вот так будет выглядеть Facebook At Work

Так как Цукерберг уже не тот юноша, что в середине 2000-х противился любой монетизации сервиса, то не исключено, что будут и платные функции. К примеру, для хантинга сотрудников, повышения статуса профиля-резюме и так далее.

Пока что FAW только тестируется, но уже ясно, что если у Марка все получится, то Linkedin может потерять и то немногое, что успел отхватить, пока Facebook утверждался в качестве главной социальной сети мира.

Пока что же можно подписаться на нашу страницу в Facebook.
Или прочитать, как Цукерберг пытается заменить интернет.