В последнее время в Рунете намечается явный склон от технологической составляющей к продающей. На страницах нескольких СМИ появились даже статьи о том, что идея сама по себе ничего не стоит, так как нужно эту идею правильно преподнести/продать/впихнуть. Вводится даже термин «технологический брокер».

Во многом это обусловлено общим направлением, которое в последнее время набирает в Рунете устрашающие обороты. В центр позиционирования ставят не продукт и его качества, а способность создать спрос на этот продукт и, пустив в ход свои прокаченные скиллы предпринимателя, вывести его на верхушку пирамиды.

Как результат, появляется сотни гайдов и туториалов, в которых срываются покровы касательно того, как правильно преподносить идею, продвигать ее при помощи маркетинга и длинного перечня иностранных терминов.

Тенденция эта заметна не только в России. Джо Эванс с TechCrunch относительно недавно сокрушался, что маркетологов и менеджеров в IT-компаниях становится больше, чем бородатых программистов.

«Сфера IT, которая всегда была домом для нонконформистов, бунтарей, гиков и нердов, стремительно заполняется гладко причесанными людьми в дорогих костюмах с обворожительными улыбками на лицах», — писал Джо в своей колонке.

В качестве примера, что стартапу, для того, чтобы выстрелить, необходима не столько идея, сколько способность эту самую идею превратить в конкурентоспособный продукт, приводится Facebook. Дескать, и до него были попытки создать социальную сеть, но выстрелила лишь она, так как была на стыке предпринимательства и технологий. Успешный маркетинг и все дела.

Это, мягко говоря, не совсем правда. Если вернуться в конец 1990-х годов, то можно увидеть, что социальные сети действительно были и до Facebook. Более того, нечто похожее на классическую соцсеть, ClassMates, появилось в 1995 году, когда Цукерберг еще ходил  в школу.

17-летней Цукерберг. Фото: www.badchix.com
17-летней Цукерберг. Фото: www.badchix.com

В 1997 году появилась SixDegrees.com, которая и стала первой попыткой перенести реальный профиль человека в интернет. На сайте была точно такая же структура, как у нынешнего Facebook, соцсеть требовала указывать настоящие имена и строго следила за фейками. Именно SixDegrees придумали систему инвайтов, когда новые пользователи могли добавляться лишь получив предложение от того, кто уже зарегистрирован. Сейчас это кажется обыденностью, но в 1997 году это поистине было революционным решением.

SixDegrees был очень популярным, и в 1999 году там было зарегистрировано 3,5 миллионов пользователей. Для тех времен – ошеломляющая статистика. Все говорило о том, что у проекта светлое будущее, и компанию даже купили за $125 миллионов. Однако SixDegrees закрылся в конце 2000-х, фактически же он умер еще в 2003 году. Почему? На сайте не было возможности добавлять фотографии. Соцсеть решила, что не стоит тратиться на это и пустила деньги на маркетинг.

SixDegrees.com в 1998 году. Фото: www.tecmundo.com.br
SixDegrees.com в 1998 году. Фото: www.tecmundo.com.br

В 2000-2001 годах, как раз перед тем, как лопнул пузырь доткомов, Кремниевая Долина, рынки Азии и Южной Америки были переполнены социальными сетями. Ryze, Match.com, BlackPlanet, AsianAvenue, LunaStorm, Cyworld, даже отчасти Plaxo того самого Шона Паркера – тысячи их.

Появился в это время и Friendster, который совершил революцию в области социальных сетей. По сути, вся история соцсетей делится на две эпохи – до и после Friendster. Получив приглашение (наследие SixDegrees), пользователь регистрировался на сайте, где мог заполнить информацию о себе, загрузить фотографию (наконец-таки), найти реальных друзей, подружиться, обмениваться с ними сообщениями, создавать группы.

Как говорил в дальнейшем Шон Паркер, создатель Friendster Джонатан Абрамс «расшифровал код социальных сетей. Он определил базовую структуру социальной сети, какой мы ее знаем сейчас».

Джонатан Абрам, создатель Friendster. Фото: www.bloomberg.com
Джонатан Абрам, создатель Friendster. Фото: www.bloomberg.com

В это же время набирает обороты Linkedin, который начался как соцсеть, но практически сразу же решил сконцентрироваться на узком сегменте – специалистах. Это то его и спасло. В это же время появился MySpace, который позволял участникам оформлять страницу как им угодно. А еще был и Club Nexus – первая социальная сеть для студентов, которую запустил студент Оксфорда Оркут Буюккоктен.

Таково было положение на рынке социальных сетей, когда в Гарвардском общежитии какой-то Цукербрег создал какой-то сайт для студентов под названием TheFacebook. Ну, молодец, старается. Студентам нужно хобби.

Меж тем Friendster, лидер рынка, у которого, на минуточку, было около 10 миллионов пользователей, стремительно начал лететь в бездну. Благодаря усилиям маркетологов и пиарщиков, Абрамс попал на обложки всех крупных журналов, а сам продукт называли «вторым Google». Инвесторы ломились в дом Абрамса, предлагая умопомрачительные суммы. И все бы хорошо, казалось вот он, проект будущего, который безнадежно оторвался от всех конкурентов.

Но у Friendster была одна проблема – у них не было хорошей команды программистов и достаточного количества серверов. Сайт лежал каждый день, стабильно по несколько часов. Привлеченные средства пошли на маркетинг, тогда как пользователи начали уставать от постоянных сбоев. Позднее в компании все-таки решили потратить деньги на специалистов, но момент был упущен. Абрамс ушел еще в 2004, а сама соцсеть сейчас представляет живой труп.

Club Nexus. Сеть падала через день. Была переименована в честь создателя в Orkut.com, после чего почему-то стала социальной сетью №1 в Бразилии. И только там. В 2014 году Google, который позднее купил соцсеть, закрыл проект как убыточный.

orkut-social
Вот так выглядела страница профиля в Orkut. Фото: www.deccanchronicle.com

MySpace. К моменту появления Facebook тут было уже около 6 миллионов. Однако на сайте не было единого дизайна и каждый из пользователей «верстал» свою страницу как ему угодно. В результате это была кричащая, переполненная gif-ами страница, где невозможно было что-либо найти. Особо запутанный был и интерфейс – приходилось кликать по несколько десятков раз.

В 2006 году внезапно оказалось, что TheFacebook, который к тому времени был переименован в Facebook,  и который не старался особо заявлять о себе, стал лидером рынка. Вот так незаметно, тихо, без обложек на журналах и многомиллионных маркетинговых компаний. Единственное, что было у Facebook, это стабильная работа – сеть ни разу не падала, не зависала, все деньги были вложены в сервера. На сайте был понятный и максимально простой интерфейс, удобная навигация. Люди, устав от постоянного падения других сетей, в конце концов, привыкли к Facebook.

houseSYSTEM, ConnectU (бывший Harvard Connection, тот самый, да), CUCommunity, WesMatch, YaleStation – все это социальные сети для студентов, которые были более раскручены, нежели Facebook, и раньше выходили за пределы университета. Однако все они к 2006 году остались далеко позади, ибо ни у одного из них не было самого главного – хорошей команды программистов, которая бы обеспечили качественный продукт. У Facebook это было и потому он смог за 2 года  догнать, а потом и перегнать всех конкурентов.

Страница пользователя Facebook в 2008 году. Фото: www.itproportal.com
Страница пользователя Facebook в 2008 году. Фото: www.itproportal.com

Facebook ни разу не был первопроходцем. И стал лидером он не потому, что был на стыке предпринимательства и технологий. У компании были, правда, в начале люди с предпринимательской жилкой, которые хотели превратить идею в успешный продукт (один даже предлагал сделать так, чтобы человек, при изменение фотографии профиля, попадал на страницу с рекламой, а после нее уже на страницу с выбором фотографии), но где они все оказались можно узнать, посмотрев фильм «Социальная сеть».

Лишь в конце 2000-х годов, когда Facebook в качестве конкурента начал рассматривать лишь Google, соцсеть набрала маркетологов, которые и начали монетизировать продукт. Соцсеть действительно стала идеальным примером продукта на стыке технологий и предпринимательства, но это было следствием, а не причиной успеха. Так или иначае, это уже совсем другая история, которую мы отложим на другой вечер.

kote

Тимурмалик Эльмурадов,
Технократия.

Не забывайте подписываться на нашу страницу в Facebook.
Ну и страница в ВКонтакте.