Сегодня  у нас в рубрике «Стартап дня» компания Sharyboo.com, специализирующаяся на совместном использовании вещей.

Как все началось

Как это часто бывает, задумка возникла из собственного опыта. Однажды Андрею Степанчуку, основателю сервиса, понадобился видеопроектор, дабы показать гостям небольшой фильм про компанию, где он на тот момент работал. Это должно было занять от силы час времени, но прокатные компании предлагали арендовать оборудование минимум на сутки, к тому же за видеопроектором надо было куда-то ехать, а время поджимало, да и переплачивать не хотелось. Помогли социальные сети: в «ВКонтакте» нашелся человек, который сдал свой проектор на час, за 500 рублей, причем сам все привез, установил и увез обратно. Фильм показали, все остались довольны.

После этого случая Андрей вспомнил, что дома хранится много вещей, которыми никто пользуется. Часть из них можно было бы отдать в аренду, выменять на что-то нужное или просто подарить тем, кому они действительно нужны.

Так пришла идея создать проект по шерингу вещей, при помощи которого можно найти что-то нужное и не платить за это полную стоимость, а также заработать на том, что стоит дома в углу и пылится.

Какое-то время Андрей обдумывал, что это за сервис, для кого он, для каких ситуаций, насколько готовы люди к такой форме потребления, есть ли похожие примеры и так далее. После того, как пришло общее понимание, Андрей собрался с командой из четырех человек (плюс СТО/UX-проектировщик, разработчик и дизайнер), вместе они обсудили концепцию и единогласно решили: «будем делать». И понеслось: аналитика, customer development, проектирование интерфейсов, опросы, прототипирование…

sharyboo1

Получалось не очень быстро, поскольку приходилось совмещать принципиально два разных процесса: работу в формате студии (Aidem) с ведением клиентских проектов (то, что кормит) и запуск своего стартапа.

Чуть позже эта же команда съездила в Кремниевую Долину, где и воодушевилась. Потом было обучение в Founder Institute в Петербурге, которое помогло систематизировать уже имевшиеся знания и получить новые.

К тому моменту ни свободного времени, ни выходных уже не было, но зато было ощущение значимости работы.

Технология

В компании сразу определились, что будут делать MVP с довольно простым функционалом, и с таким набором фич, которые позволили бы, с одной стороны, проверить базовые сценарии использования и гипотезы, с другой — натолкнуть будущих пользователей на идею обмена и геопоиск.

В результате, первая версия позволила авторизованному пользователю предлагать на сайте свои вещи в прокат, для обмена или в дар. Неавторизованные пользователи могли искать предложения других людей и прокатных компаний, используя поисковую строку, каталог или просто по карте. Так можно найти любую нужную вещь в ближнем радиусе или увидеть, что вообще доступно в пределах, допустим, одного района. Позже были внедрены простые инструменты для фильтрации результатов.

shawyboo3

После ввода поискового запроса пользователю отображаются все найденные вещи в выбранной локации на карте в виде баблов, а слева от нее в виде списка с пагинацией по 10 штук в порядке от «самой доступной» (в дар, для обмена). Для простоты восприятия объявлений разных типов применили цветовое кодирование. Так, вещи, которые пользователи отдают даром, выделены зеленым, предложения на обмен – желтым, в прокат – синим. Такие же цвета маркеров и у фильтров.

Сервис написан на PHP с использованием фреймворка Laravel 4.2, база данных — MySql, хостится на DigitalOcean.  Также используется Ubuntu Server под управлением Laravel Forge. Пока у проекта только один сервер, в ближайших целях—еще один для статики (картинок, скриптов и стилей).

Для определения региона по IP-адресу используется API Яндекс.Карт, хотя срабатывает не всегда, тогда регион определяется как Default City. Для авторизации используется API «ВКонтакте» и Facebook. На днях в компании написали «робота», который автоматом постит информацию о новых добавленных вещах в наши соцсети. Для конвертации валют используется API Yahoo. На фронтенде Bootstrap 3, по мере роста сервиса планируется переверстать с использованием БЭМ технологий.

Цифры и планы

Сервис только начал свою работу, поэтому доступно около 300 вещей в Москве и Санкт-Петербурге. Половину из них добавили прокатные компании, остальные — люди, обычные юзеры. Ближайшая цель — охватить нишевых игроков прокатного рынка, так площадка сможет быстрее предложить посетителям больший выбор и популяризировать идею совместного потребления.

stepanchuk

Из функционала компания планирует реализовать дополнительные опции для прокатных компаний (статистика, CRM система, удобное управление выставленным инвентарем), а также добавить возможность отправлять личные сообщения. Есть в планах и создание системы персональной рекомендации вещей и системы репутации пользователей.

Андрей Степанчук о шэринге вещей:

Что бы ни происходило в государстве и с его экономикой, мы живем в удивительное время, когда люди могут напрямую, минуя всевозможные инстанции и регулирующие надстройки, предложить друг другу жилье, место в машине и прочие ресурсы, ускоряя и повышая эффективность своих временных и финансовых затрат. Мы хотим продолжить этот вектор и распространить такой способ потребления абсолютно на все вещи.

Выводы:

captain
  • Если хочется создать свой стартап, то необязательно уходить с работы и ставить все на новый проект. Можно и нужно совмещать работу и заниматься своим проектом в свободное время, которого не останется, но оно того стоит.
  • Шэринг вещей – главный тренд не только в США или Европе, но и в России. До этого был сервис Darenta, теперь Sharyboo.com. В ближайшее время Технократия, как я слышал, собирается сделать исследование и обзор рынка.
  • Поездка в центр технологий, Кремниевую Долину, дает +15 к мотивации и уверенности. Если есть возможность посетить Калифорнию – дерзайте.

Страница Sharyboo в Facebook
Страница Технократии в Facebook