Евгений Иванов, Tiu.ru: «10 лет службы в армии сильно помогает в бизнесе»

Евгений Иванов, Tiu.ru: «10 лет службы в армии сильно помогает в бизнесе»


Евгений Иванов, руководитель портала товаров и услуг Tiu.ru, рассказывает Технократии о том, как пришел в IT, как попал в e-commerce с военной службы, чему научился, работая в больших российских интернет-проектах, и о том, как ему удаётся руководить маркетплейсом.

О жизни и программировании

Освоением «высоких технологий» я увлекся еще в школе: вначале — программированием, а потом и интернет-коммерцией. Начинал, как и многие, с попыток сделать собственные сайты, а потом пытался продвигать и раскручивать их в сети. В разные периоды жизни запускал свои проекты и ИТ-стартапы. Многие начинания удавались: я успел попробовать себя в веб-дизайне, создании и продвижении сайтов, рекламе. Программирование, как увлечение, сопровождало меня всегда. Чуть позже я задался вопросом, как эффективно продавать в интернете товары и услуги. На тот момент у меня уже был достаточный опыт по созданию интернет-магазинов. Весь этот багаж знаний, подкреплённых практикой и личным опытом, оказался полезным даже на службе в армии.

В 2002 году закончил Военную академию им. Петра Великого по специальности «Вычислительные комплексы, системы, сети», а затем более 10 лет проходил службу в вооруженных силах, где занимался комплексной автоматизацией, аудитом, вопросами поставок, учета, хранения и реализации общепромышленного и военного имущества. Это был отдельный, очень важный и ценный опыт, который впоследствии помог мне стать успешным руководителем.

tui.ru2

По правде говоря, военный программист я только по образованию, ведь большую часть жизни занимался интернет-маркетингом. Наверное, любому более или менее опытному профессионалу сегодня понятно, что «кодить» можно научиться достаточно быстро, а вот развить в себе комплексное и системное мышление – это дело куда более сложное, требующее больших затрат сил и времени. Здесь важна фундаментальная подготовка, которая, к счастью, сохранилась в нашей стране. Отечественная школа программирования выгодно отличается от западной тем, что у нас больше математики, чем собственно программирования. Это развивает специалиста как стратега, учит его системному мышлению и планированию. Знания остаются чётко структурированными, что позволяет при необходимости актуализировать их и применять для решения сложных и нестандартных производственных задач.

Автоматизация процессов на страже безопасности

Довольно длительным и важным этапом моей жизни и карьеры стала служба в армии. И здесь мне очень помогала полученная в академии специальность. Сразу после окончания учёбы в академии меня распределили в управление, которое занималось поставками промышленного оборудования. Для тех, кто не в курсе, поясню: организация поставок в армии – очень сложный процесс. Планировать обычно приходится лет на пять вперёд. Каждый этап неизбежно сопровождает огромное количество согласований. Кроме того, процесс отличает сложная и разветвлённая логистика, а число наименований продукции может быть непредсказуемо большим.

Чтобы отладить процессы поставок в управлении, я по собственной инициативе занимался автоматизацией всего, что только возможно. Здесь-то мне и пригодились все полученные знания и навыки, ведь многое приходилось делать самому и вручную.

В армии я очень долго проработал в отделе реализации военного имущества. После массового сокращения и расформирования военных частей в 2000-х годах склады оказались переполнены огромным количеством военного имущества, среди которого было и дорогостоящее оборудование. Оно-то и подлежало повторной реализации. На меня была возложена организация логистики, предпродажной подготовки товара, поиск покупателей, ведение сделок и формирование отчётности. Это был отличный опыт, который научил меня многому. Так, например, занимаясь отладкой процессов сбыта, я сумел детально познакомиться с принципами функционирования системы электронных торгов и госзакупок в стране. На тот момент в России она только начала формироваться.

tui.ru3

Опять же, для выполнения поставленных задач мне очень пригодилось знание основ программирования и принципов работы в интернете. Именно в этот период я запустил несколько сайтов, которые функционировали по принципу интернет-магазинов. Некоторые из них были чисто продающими. Другие больше походили на доски объявлений. Я старательно следил за наполнением этих сайтов, создавал описания товаров или лотов, загружал фотографии. В общем, занимался тем, что сейчас относится к классическому SEO. Именно так, по сути, я и пришел в e-commerce.

В 2010 году я уволился из армии по сокращению штата в звании майора запаса. Считаю, что служба предоставила мне уникальную возможность в полной мере проявить способности к системному и логическому мышлению.

В особенности, когда передо мной возникала необходимость решить ту или иную задачу в условиях ограниченных ресурсов. На момент увольнения я отлично осознавал, что достиг предела в профессиональном развитии. Останавливаться на достигнутом я не планировал, хотелось ставить перед собой более сложные и комплексные цели. Хотя моя карьера в армии складывалась вполне удачно и перспективы были неплохими, я всё же решил попробовать свои силы на гражданской работе.

Жизнь после службы и опыт руководства маркетинговой службой проекта Dostavka.ru

Первым крупным проектом после ухода из армии стал интернет-магазин Dostavka.ru, куда я пришел в мае 2010 и где проработал ровно 2 года. Увлечение созданием сайтов, первые шаги в интернет-маркетинге и опыт SEO позволили мне зарекомендовать себя как вполне успешного и эффективного менеджера. Работу в магазине Dostavka.ru я начал с должности специалиста по SEO и очень быстро сумел «дорасти» до позиции директора по маркетингу. Так что с конца 2010 по 2012 год возглавлял маркетинговую службу интернет-гипермаркета, отвечал за все стратегические партнёрства, повышал рентабельность бренда.

Опыт работы в Dostavka.ru предоставил мне уникальную возможность попробовать свои силы в коммерческом интернет-маркетинге, привлечении и повышении лояльности потребителей, операционном руководстве интернет-магазином и даже организации логистики. Отмечу также, что в какой бы должности я ни работал в коммерции, мне всегда приходилось заниматься созданием различных информационных систем и отладкой коммерческих платформ. Впоследствии эти навыки очень помогли мне в руководстве Tiu.ru.

Служба в армии, помноженная на опыт работы в бизнесе, позволили мне сделать важный вывод: чтобы быть эффективным, маркетолог должен владеть технологией. Однако и этого не достаточно. Успешный руководитель отдела маркетинга должен быть ещё и искусным политиком, обладать аналитическим мышлением и быть стратегом. Очень важно научиться применять на практике все накопленные знания и развивать «профессиональное чутье». Наконец, маркетинг – это не только про технологии, это вообще-то про продукт и про людей. Это значит, что грамотный руководитель по маркетингу должен подружить с брендом не только покупателя, но и сформировать нацеленную на результат команду. Эффективный управленец должен уметь вовремя выявлять и сглаживать конфликты, быть в курсе текущих производственных дел своих подчиненных, уметь четко ставить задачи, делегировать полномочия и своевременно контролировать результаты на каждом из этапов. Пожалуй, именно этому и научила меня работа в интернет-гипермаркете Dostavka.ru.

О работе в Tiu.ru и других проектах

Покинув Dostavka.ru, я некоторое время работал в должности директора по маркетингу в купонном сервисе Shopogoliq.ru. Отличительной чертой проекта являлось то, что он предлагал своим постоянным подписчикам персонализированные скидки, основываясь на предыдущем опыте общения с клиентами, а также на наличии другой персонализированной информации.

Практически сразу после начала работы в Shopogoliq.ru, меня пригласили на должность директора по развитию в ООО «Ретейл Экспертиза» (Ret-ex.ru), где я также проработал некоторое время.

Вообще до того момента, как я возглавил Tiu.ru, мне доводилось принимать участие в самых различных стартапах: Shopogoliq.ru, Ret-ex.ru, Homefair.ru и др. Когда-то в середине 2000-х я пытался запустить собственный нишевой стартап-проект, похожий на Tiu.ru. Однако кризис 2008 года слишком сильно ударил по отрасли и проект попросту не выжил.

К слову, Ret-ex.ru изначально должен был походить в чем-то на Tiu.ru, но в отличие от нашей площадки он ориентировался исключительно на крупный бизнес. Став руководителем Tiu.ru, я стремился применить этот опыт и реализовать на проекте самые ценные и интересные наработки. Думаю, что во многом мне это удалось.

У руля торговой интернет-площадки

Итак, в начале непростого для России и мира 2008 года, когда еще никто не ожидал кризиса, сайт Tiu.ru стартовал. Вдохновлял опыт крупнейших мировых лидеров, сумевших разработать инструмент, с помощью которого абсолютно любой владелец бизнеса мог создать собственный интернет-сайт с торговой площадкой, где покупатели будут сравнить и выбирать предложения различных поставщиков. Реализовать такую идею и решили в России, но с учетом специфики отечественного рынка. К моменту, когда на портале уже появились некоторое число продавцов и покупателей, стало понятно, что проект востребован и актуален. Компании начали уделять больше времени поиску клиентов через интернет, а заказчики — подбору надежных поставщиков.

tui.ru4

Возможность быстро сравнивать цены и условия от различных поставщиков оказалась очень своевременной и предоставила бизнесу, который на тот момент находился в поисках новых путей развития, множество вариантов и преимуществ, недоступных ранее.

Сегодня свыше 850 000 российских компаний-поставщиков создали свои сайты на платформе портала Tiu.ru. Все вместе предприниматели предлагают клиентам более 18 миллионов товаров и услуг в самых разных категориях, включая такие редкие для Рунета области, как сельхозпродукция, зоотовары, товары для сада, промышленная химия. Более половины продаж на нашем портале – это b2b сделки, а ещё 45% – b2c продажи от поставщика конечному клиенту.

По данным LiveInternet на конец апреля 2015 года, Tiu.ru по посещаемости входит в топ-20 сайтов Рунета. Ежедневная аудитория портала, по данным за этот же период, превышала миллион человек. Пользователи портала просматривали более 4,5 млн. страниц в день.

Tiu.ru сегодня и завтра

В настоящий момент портал работает по бизнес-модели freemium. Подход подразумевает, что базовые функциональные возможности клиенту предоставляются бесплатно, однако за дополнительные возможности ему придётся заплатить. Сегодня на Tiu.ru за дополнительную плату доступны следующие возможности: тонкая настройка функциональных возможностей интернет-коммерции, синхронизация с системой 1С-предприятие, подключение онлайн-оплаты, возможность продавать неограниченное число наименований товаров, подключение собственного внешнего доменного имени, настройка SMS-оповещений.

Для продвижения своих предложений портал предлагает клиентам различные маркетинговые инструменты: email-рассылки, возможность запуска кампаний контекстной рекламы, SEO-продвижение проектов и многое другое. Весь маркетинг при этом также остаётся на стороне платформы.

Сегодня IT-платформа, на которой базируется портал Tiu.ru, работает не только в России, но и в Беларуси, Казахстане, Молдове, Турции и Бразилии.

tui.ru5

Что же до перспектив отечественного рыка, то объективный прогноз таков: Россия в вопросах электронной коммерции следует за общемировыми трендами. Со временем так же, как и на Западе, в нашей стране останется считанное количество крупных интернет-магазинов, принадлежащих популярным офлайн-сетям, и еще несколько торговых площадок для мелких и средних компаний.

Уже сейчас многие владельцы бизнеса понимают, что наличие собственного отдельного сайта не является конкурентным преимуществом, а только добавляет необоснованные непрофильные затраты. Бороться за внимание каждого конкретного клиента становится все сложнее. Поэтому вопросы привлечения покупателей эффективнее делегировать: то есть в офлайне арендовать площадь в торговом центре, а в онлайне сделать сайт на известной торговой площадке.

Руководству же сегодня будет полезнее сосредоточиться на решении вопросов отстройки от конкурентов и выделении конкурентных преимуществ своего бизнеса. Впрочем, об этом говорят не только мировые тренды, но и многочисленные опросы наших клиентов.

Евгений Иванов, 
Руководитель Tiu.ru
Специально для Технократии