Алексей Пенских: «О том, что я собираюсь убить Whatsapp, узнал из утренних новостей»

Алексей Пенских, технический директор стартапа Куку-Ау, написал для Технократии колонку, в которой рассказывает, как пришел к идее создания отечественного мессенджера и почему их продукт не убийца WhatsApp.

Современный человек живёт на сумасшедших скоростях, иначе бы не был так популярен тайм-менеджмент и постоянный поиск лайфхаков для экономии времени. При этом, каждый из нас ежедневно сталкивался с бытовыми вопросами, которые можно решать гораздо быстрее.

Когда мы с семьей переезжали, нам, естественно, понадобилась помощь грузчиков. Я сел за компьютер, ввёл в строке поиска: «заказ грузоперевозок» и увидел огромное количество результатов. На сайте компании не всегда понятно, где она находится, поэтому придётся открыть 2ГИС, затем звонить и держать под рукой блокнот для записи информации, после звонка мне нужно позаботиться о сохранности блокнота, чтобы все сведения были под рукой. Вот такую длинную цепочку пришлось проделать, а это я ещё не рассказал о человеческом факторе, с которым можно столкнуться, оформляя заказ.

Поэтому я начал искать способ сократить время и разгрузить call-центры, ведь клиенты звонят с однотипными вопросами.

На самом деле все эти долгие процессы можно автоматизировать. От этого выиграют не только пользователи, но и компании, которые снимут часть нагрузки своих консультантов.

Да, для этого у многих есть мобильное приложение, но оно выполняет одну-две функции, они могут пригодиться пользователю раз в три месяца, так что устанавливать приложение на смартфон, привыкать к интерфейсу совершенно неоправданно. Куда проще добавить профиль компании к себе в контакты и начать разговор. Именно такая логика и определила будущий функционал нашей разработки.

«КУКУ-АУ» — это не мобильное приложение, а платформа. Мы объединили целый комплекс программ: клиенты, сервисы, боты – всё это прячется за синей иконкой с птичкой.

Альфа-версия мессенджера появилась в августе, а сейчас мы проводим активное открытое тестирование, и до нового года обязательно презентуем готовый продукт. Кстати, ещё в первые дни нас прозвали «Кукушкой», но вскоре нам предстоит ребрендинг и на рынок выйдем уже с другим названием.

За пол года работы команда выросла в четыре раза, для стартапа это много, но и цели достаточно амбициозные. Отдельно можно выделить отдел разработки и отдел продвижения. Большая часть членов команды пришла из других проектов инкубатора Академпарка, кого-то нашли через собеседования и кадровые агентства.

В целом можно сказать, что «костяк» сложился именно в технопарке. Я вообще считаю, что формировать команду вокруг идеи – это самый лучший способ найти единомышленников, на этапе стартапа очень важно, с кем ты работаешь, отношение, как к наёмным сотрудникам – прямой путь к провалу, а в одиночку реализовать проект невозможно.

kuku-au-2

Что же касается инвестиций, то в развитие мессенджера вкладываемся пока сами, но находимся в постоянном поиске взаимовыгодного сотрудничества. Впереди несколько крупных мероприятий с использованием нашего мессенджера, но о них сможем рассказать чуть позже.

Мессенджеров сейчас на рынке действительно много, но почему-то их создатели развивают функционал лишь вокруг одной функции: обмен текстом и картинками. На самом деле формат общения через короткие сообщения гораздо шире, чем мы привыкли думать, и сейчас очень важное время, когда мессенджеры выходят на новый качественный уровень по пользовательскому взаимодействию.

В нашей стране сложился определенный стереотип, что мессенджер – это такая альтернатива уходящим в прошлое смскам и широкий функционал нам воспринимать пока сложно. Мы хорошо отследили эту ситуацию, когда презентовали идею в сентябре.

Попытались журналистам объяснить суть продукта через аналогию с привычными мессенджерами, а проснулись убийцами Whatsapp, Viber и Skype. Лично я узнал о такой перспективе из утренних новостей.

И дело здесь не в профессиональном уровне журналистов, просто к общению с компаниями в таком удобном формате мы ещё не привыкли, хотя к этому всё идёт.

В разработке руководствуемся принципом: «Не надо смотреть, где лежит шайба, надо смотреть, куда она полетит». Мы не делаем очередной интерфейс для переписки пользователей, мессенджеры вмещают гораздо больше.

notificationsСейчас мы предусматриваем три формата общения: взаимодействие между пользователями и компаниями, между пользователями и пользователями, и между компанией и компанией. Последний поможет вести клиента между компаниями и выстраивать бизнес-коммуникацию, повышающую лояльность: объединяться, выстраивать рекламные кампании, предлагать особые условия. Сейчас разработан кейс по начислению бонусных баллов, которые сами пользователи решают на что потратить.

По сути «КУКУ-АУ» — это дополнительный канал продаж, и обмен сообщениями здесь вторичен. Компания заводит профиль, например она занимается доставкой цветов по Новосибирску. Пока я еду в такси, хочу заказать букет, быстро нахожу её в поисковике мессенджера, пишу сообщение с адресом и суммой заказа в специально разработанную форму, получаю подтверждение. Вот так.

Мы стремимся сделать общение сервисов и пользователей максимально доступным, а для этого используем уже привычный интерфейс. Сейчас всё идёт в сторону упрощения и создания «умной пуговицы», которой я скажу, а она всё сделает. Вот Siri та же история. Нажми на кнопку, получишь результат – это принцип, по которому создаются современные мобильные технологии, так и у нас – одно диалоговое окно без лишних действий.

Алексей Пенских,
Технический директор КУКУ-АУ,
Специально для Технократии.