Александр Антонов, основатель Puzzle English, создавший свой первый успешный проект еще в 1995 году, поделился с Технократией своей долгой историей к Puzzle English через академию ФСБ, Яндекс и судебные иски.

Первый онлайн проект — RMP.ru и судебный иск от Zvuki.ru

Свой первый онлайн-проект я создал еще во время учебы в Институте Криптографии, Связи и Информатики при Академии ФСБ. Это был «Русский музыкальный портал» RMP.ru. В 1995 году 3-4 000 пользователей в сутки было достаточно для того, чтобы оказаться самым посещаемым музыкальным ресурсам (по версии Рамблера).

rmp.ru
RMP.ru в последние года жизни. 2008 год.

В 2000-м году на нас подали в суд конкуренты – портал Zvuki.ru. Можно сказать, что это было первым делом в Рунете, где фигурировали авторское право и пиратский контент. Сервер RMP был арестован на несколько дней – тем все дело и закончилось, так как у самого истца тоже не оказалось нормальных контрактов с правообладателями.

captain Zvuki.ru обвиняли RMP.ru в том, что те, используя 15 композиций группы «Браво», нарушают исключительные права Zvuki.ru, так как эти аудиофайлы переданы им по лицензионным договорам. Обе компании наняли адвокатов, и в ходе последнего судебного заседания Черемушкинский суд Москвы принял решение отказать в иске. RMP.ru, права на которые Александр передал холдингуeHouse еще в начале 2000-х, перестал обновляться в 2007-м году, а в 2009-м году прекратил свое существование.


Старейший сайт знакомств в Рунете: «Дамочка.ру»

После окончания вуза я создал сервис знакомств и онлайн-игр «Дамочка.ру». Социальных сетей тогда еще не было, и потому посещаемости 60 000 в сутки было достаточно, чтобы считаться популярным сайтом. «Дамочка» стал первым в Рунете сервисом, который предложил пользователям обмениваться сообщениями в режиме realtime посредством всплывающих окон (popup). Тот, кто постарше, помнит, что в те времена приходилось заполнять форму «отправить по email» и каждый раз обновлять страницу в ожидании ответа.

captain «Дамочка», созданная в 2001 году, считается старейшим сайтом знакомств в Рунете. В основе сайта лежали игры, вследствие чего слоган проекта был «Знакомься играючи!». Позднее «Дамочка» предоставил возможность вести дневник, что позволило ему стать этаким симбиозом социальной сети и сайта знакомств. В 2006 году сайт был продан компании Rambler. Существует по сей день.

Flash-карта Москвы до того, как это стало мейнстримом

После «Дамочка» я работал в РБК над интерактивной flash-картой Москвы Mos2, которая должна была совместить геолокацию и сервис общения.

captain То, что тогда не получилось у РБК, получилось позднее у Google. Mos2 позволял пользователям самим добавлять фотографии и описания к объектам, но так как в те времена уровень проникновения интернета, пользования им, не говоря уже о скорости, были на низком уровне, то проект в 2008 году закрылся.

LearnOnline.ru – первая версия Puzzle English

В 2010 году я менял место работы и мне отказали в двух интересных вакансиях. Причем все технические этапы я успешно прошел, но споткнулся на проверке английского. Тогда я решил заняться изучением языка самостоятельно и сал искать в интернете сервис, но ничего подходящего не нашел. Проблема была в том, что мне было сложно воспринимать речь на слух — нужна была практика, поэтому я и создал для себя небольшой сайт-тренажер, где мог бы заучивать фразы из фильмов. Я попросил знакомого программиста написать код, а все остальное, включая дизайн и верстку, сделал сам. Первые видеоролики я тоже создавал сам — резал видео, разбивал субтитры на строчки. Я занимался этим в первую очередь для себя, но, чтобы добро не пропадало, выложил сайт в общий доступ. Так появился сервис learnonline.me.

antonov
Александр Антонов

Моя вторая проблема заключалась в отсутствии навыков разговорной речи, и я начал тренироваться «по бумажкам» — брал из учебников списки базовых фраз на русском языке и пробовал их произнести по-английски, одновременно записывая на листок, а затем сравнивал мой результат с правильной фразой из учебника. Я заметил, что лексика запоминается быстро, однако гораздо сложнее придерживаться правильного порядка слов и следить за словоформами. Тогда возникла идея автоматизации моего «бумажного» тренажера и переноса его на компьютер. Впоследствии из этого вырос раздел «грамматические упражнения».

Инвестиции Altair Capital и работа в Яндексе

Примерно в это же время меня пригласили работать в Яндекс на позицию менеджера мобильных карт. Я с энтузиазмом согласился, так как хотелось получить новый опыт в области мобильных приложений, рынок которых тогда только зарождался. И вот буквально на следующий день после последнего собеседования в Яндексе со мной связался Игорь Рябенький из фонда Altair Capital, который предложил вложить средства в мой проект. Я обещал подумать.

yandex-tm
vistanews.ru

Мне надо было выбирать одно из двух: или идти Яндекс, или взять инвестиции и начать работу над своим проектом. В тот момент я не был готов собирать команду для своего проекта, предложение инвестировать стало для меня неожиданностью, тогда как позиция «менеджер мобильных Яндекс-карт» казалась интересной просто уже потому, что была связана с новым для меня направлением — мобильным (до этого я занимался только web). В результате я выбрал Яндекс. На два года моей работы в Яндексе LeanOnline.ru, в 2012 году переименованный в Puzzle English, был заморожен и только по выходным я иногда добавлял новые ролики и упражнения.

Для моей работы в Яндексе английский был не нужен, однако в отдаленной перспективе я всерьез рассматривал вариант переезда в англоязычную страну, поэтому продолжал активно изучать язык. В Яндексе я организовал Еnglish Speaking Club для коллег с той же проблемой, что и у меня. Мы встречались по 2-3 раза в неделю, практиковали язык. Те, кому было трудно разговарить по-английски, говорили по-русски, и группа помогала им переводить. Мы приглашали native speakers (носителей языка) — в Яндексе было достаточно профессионалов, для которых английский язык — родной. Вскоре я заметил, что ставка на живое общение себя оправдывает — через несколько месяцев регулярных посещений Speaking Club даже те, кто раньше не мог связать пары слов, могли достаточно хорошо изъясняться. Так я убедился, что стратегия проговаривания и восприятия на слух очень важна при изучении языка. В свободное время, по вечерам, я смотрел американские фильмы, используя изобретенную мной технологию «двойных субтитров». Основные ноу-хау я осветил в видео-выпусках «советы и секреты» и выложил их на YouTube. Так у меня сформировалось понимание, как нужно развивать проект Puzzle English.

captain В 2012 году в Яндексе прошло перераспределение, и Александру было предложено перейти в другой департамент. В это время Александр и решил, что пора вернуться к своему проекту, тем более, что уже сформировалось видение того, в какую сторону его развивать.

Puzzle English: отказ от UGS и акцент на русскоговорящих

Компания Puzzle English была зарегистрирована в августе 2014 года, в сентябре появился офис в Москве и были набраны первые 5 штатных сотрудников. До этого проект существовал как любительский, была небольшая команда, работавшая удалённо. За год офисный состав увеличился до 11 человек, количество удаленных сотрудников также выросло.

Как на личной практике, так и при работе с отзывами пользователей, я убедился в неэффективности мультиязычных сервисов, изначально ориентированных на масштабируемость и международный рост (где носитель любого языка может учить любой другой язык). Универсальность создает сложность: родной язык имеет значение. К примеру, китаец и русский, в силу различной структуры родного языка, будут испытывать трудности в разных темах английского. Поэтому я отказался от идеи создать международный сервис и сделал ставку на качественно проработанный контент для русскоговорящей аудитории, созданный на основе анализа пользовательских активностей, изучения проблем, связанных со спецификой родного языка и лучших международных методик.

puzzle

Как человек, которому изучение английского давалось тяжело, я намеренно отказался от идеи UGC (user generated content) и интеграции с Google Translate, так как это чревато накапливанием ошибок. Пользователь, начинающий изучать язык, не может быть «сам себе учителем». Перевод обязан быть верным именно в момент изучения. Поэтому словарь Puzzle English поддерживают модераторы — профессиональные лингвисты. Перевод демонстрируется именно в контексте выбранной фразы и в правильной форме — только после этого пользователь может сохранять его к себе в Словарь и практиковать его.

Привлечение инвестиций от SOLventures и Genezis Technology Capital

Сначала я вкладывал в проект свои личные средства, платил знакомому программисту за разработку, а все остальное делал сам. Затем появился бизнес-ангел, который профинансировал создание новых сервисов. Когда деньги стали заканчиваться, мы вместе с ним начали искать более крупные инвестиции.

В 2014 году в проект вложили деньги два фонда: SOLventures и Genezis Technology Capital, благодаря чему Puzzle English начал активную стадию роста. Команда занялась маркетингом. Для выхода на широкую аудиторию использовали рекламу в соцсетях. Довольно быстро стало увеличиваться количество активных пользователей, в том числе и за счет эффекта «сарафанного радио».

puzzle-2

В мобильные приложения ввели внутреннюю валюту — «пазлы» (бесплатные пользователи получают по 25 «пазлов» в сутки и решают, на какие тренировки их потратить). Покупка абонемента за 1990 рублей в год (можно купить и на месяц, три месяца, полгода) снимает все лимиты. Периодически сервис предлагает персональные скидки — краткосрочную возможность купить абонемент дешевле. Акции длятся не дольше 3 дней. Также пользователь может выиграть скидку в «барабан удачи» и отправить курс в подарок другу. В прошлом году тестировали отдельную продажу абонемента на раздел «Сериалы» — по подписке, с рекуррентными платежами величиной в $1.

Puzzle English в 2015 году: 300 000 пользователей в месяц

В 2015 году начали выпустили новый продукт «Учитель Puzzle English», позволяющий изучать язык с нуля. Мы изучили сложности людей, которые испытывают трудности с первыми шагами в изучении английского и разработали продукт, решающий эти проблемы. «Учитель» предоставляет пользователю практически 100% аналог того, что можно получить, обращаясь к реальному преподавателю, но за существенно меньшие деньги.

puzzle-3

Сегодня месячная аудитория Puzzle English составляет около 300 000 пользователей, из них ежедневно на сайт возвращаются 15-20 000. Доля мобильных пользователей составляет 30% (20% смартфоны и 10% планшеты). Показатель удержания посетителей уже сейчас в два раза выше средних показателей по рынку. Мы активно работаем над выпуском целой линейки мобильных приложений, которая будет доступна в самое ближайшее время.

Планы на будущее: проект «Сериалы»

Сейчас мы готовим запуск целой линейки мобильных приложений: мобильная версия текущего сервиса Puzzle English, приложение «Сериалы», основанное на контенте YouTube с субтитрами на русском и английском языках, а также несколько игровых приложений. Еще разрабатываем приложение Smart TV (для интеграции интерактива с цифровым телевидением). На этом пока все.

puzzle-4
По данным Similar Web сайт посещает в месяца не менее 1,5 миллиона человек

Страница Puzzle English в Facebook
Страница Технократии в Facebook

Основатель Puzzle English Александр Антонов,
специально для «Технократии».