ScratchDuino: как нам удалось монетизировать «благотворительность»

ScratchDuino: как нам удалось монетизировать «благотворительность»


ScratchDuino – детский образовательный проект по свободной робототехнике, одна из немногих компаний, что делают бизнес на свободном программном и аппаратном обеспечении. Павел Фролов, генеральный продюсер проекта, рассказал специально для Технократии, как удалось монетизировать «благотворительность».

Наш путь к успеху начался в середине нулевых с основания компании «Тырнет». Интернет сам по себе в 2004 — 2005 годах был уже достаточно развит, а вот детских онлайн-ресурсов не было вообще, поэтому идея проекта состояла в том, чтобы разработать детские онлайн-сервисы и параллельно внедрить онлайн-фильтрацию в школы. Все это придумал и развивал наш коллега Олег Щеголев с группой энтузиастов – Станиславом Медведевым, Дмитрием Мельниковым и мной. До 2007 года мы этим и занимались, причем, весьма продуктивно. У нас самих на тот момент уже были дети, и мы понимали, насколько перспективны онлайн-проекты для детей.

Так как я тогда был и остаюсь руководителем ГНУ/Линуксцентра, мы выпускали журнал Linux Format, посвященный открытым технологиям. В 2007 году редактор журнала Валентин Синицын заразил меня своим интересом к свободному аппаратному обеспечению. Тогда я в первый раз услышал об Arduino. Среди читателей тема пользовалась большим успехом, и мы решили ее развивать.

Начав взаимодействовать со школами, мы обратили внимание на уроки информатики и начали проводить семинары для учеников и учителей по языкам Scratch и Arduino. Так как с англоговорящими детьми, как и с учителями, в школах тогда было напряженно, мы приняли участие в переводе руководства и интерфейса Scratch на русский язык.

frolov

После того, как мы заключили контракт с издательством «БИНОМ», затеяв полномасштабное проникновение свободного ПО в школы страны, в 2010 году на нас обратил внимание Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере и выделил нам грант в размере 4,2 млн рублей на разработку прототипа СкретчДуино (РобоЛабораторию и РобоПлатформу). После этого дело пошло: проект прошел апробацию в нескольких школах Казани и Москвы, а потом мы еще и запустили ежегодный конкурс по свободной робототехнике «РобоФабрика» (недавно, кстати, регистрация началась).

В 2013 и 2014 году мы получили 2 миллиона рублей, выиграв Google RISE Awards – международную систему грантов в сфере образования. Следом последовала победа в конкурсе финского правительства Finlanding, которая дала не столько денег, сколько административный ресурс: с помощью этого конкурса мы смогли выйти на финский рынок образования.

Сейчас мы тесно взаимодействуем с Фондом Бортника и правительством Санкт-Петербурга (недавно выиграли «Экспортер года» в номинации «Прорыв года»), чтобы выходить на европейский рынок. ROBBO – наш проект для зарубежного пользователя, получил хорошие отзывы на SLUSH в этом году, и мы активно его развиваем.

Мы очень хорошо работаем как команда — никогда не расстраиваемся, если что-то вдруг не получается, и всегда смотрим вперед. Я считаю, такой подход — залог успеха в любом бизнесе.

Павел Фролов,
Генеральный продюсер ScratchDuino.
Специально для Технократии.

Узнать больше о ScrtachDuino
Страница ScratchDuino в Facebook
Страница Технократия в Facebook