В середине XIX века на разных континентах началась «золотая лихорадка» — массовая добыча золота на новых месторождениях. Десятки и сотни тысяч людей ринулись в Калифорнию, Австралию и Южную Америку в надежде быстрого, хоть и нелегкого обогащения. 

2015 год — год лихорадки callback-сервисов. Их в этом году появилось много. Даже очень много. Нечто аналогичное было с купонными сайтами, когда каждый день появлялось по несколько клонов Groupon. Тогда горячка дошла до своего пика и стремительно рухнула вниз, разоряя на своем пути сотни и тысяч людей, вложивших деньги в «новую модель быстрого заработка».

Историю с callback-сервисами, конечно, нельзя сравнивать с купонами – масштабы не те, но общая ситуация довольно-таки похожа. Имеем на руках успешный продукт (или продукт, который заявляет о своем успехе), смотрим модель, копируем (или просто одалживаем), делаем свой продукт. Профит? Не совсем.

История callback-сервисов началась тогда же, когда и появилась IP-телефония. В те светлые времена это был самописный сервис, который компании делали себе сами. Программисту давалось задание, помимо формы обратной связи, сделать и такую, где можно было бы с клиентом поговорить. Так появились callback-скрипты. Особенно были популярны когда-то продукты Сisco, использовавшие протокол SCCP. Распространены были такие сервисы крайне слабо, ибо всех устраивали обыкновенные чаты и консультанты.

Как выглядел callback-виджет до 2014 года

Тот callback, который есть сейчас, стал логичным результатом роста популярности виртуальной АТС, появившейся тоже относительно недавно. Огромный кусок заслуги принадлежит и мобильному voIP, тем же Skype и Google Talk.

Параллельно развивалась система всплывающих окон (pop-up), которые появлялись в самое неподходящее время на экране с предложением принять участие в акции, подписаться, сделать бочку, в конце концов.

Третье направление, представленное, в основном, сервисом Zingaya, позволяло менеджеру компании общаться с клиентом напрямую и в режиме real-time (при условии, что у обоих есть видеокамера или как минимум, микрофон). Zingaya до сих пор установлена на множестве сайтов, привлекла солидные инвестиции, и вообще у них все хорошо.

Наконец, были онлайн-чаты и консультанты – небольшие окошки, которые всплывали в углу с возможностью вести диалог посредством чата. Причем в свое время и тут была горячка, приведшая к развитию технологии от виджета LiveZilla, который вначале был строго привязан к одному компьютеру, до современных чатов, которые позволяют вести диалог хоть с телефона.

Не раз и не два высказывалась мысль, что неплохо было бы соединить все это в одном продукте, но руки так ни у кого и не дошли. До весны 2014 года, когда появился CallbackHunter.

Это сегодня CallbackHunter немного остыл, в тот момент же это была громкая маркетинговая шумиха, которая оглушала самых стойких и добивала самых впечатлительных.  В основе продвижения лежал акцент на шоу, performance marketing, доведенный до болезненного совершенства, обязанный своему существованию, во многом, руководителю продукта Руслану Татунашвили, который приходил на мероприятия с леопардом, выступал в кимоно, купался в котле – в общем, проявлял все чудеса гибкости изобретательности.

kimono
Один из perfomance выходов Руслана Татунашвили © callbackhunter.com

Каждый пост в Facebook сопровождался шквалом комментариев, перепостов, лайков, что обеспечило не только огромный социальный капитал, но и стремительную популярность. А тут еще callback начали вешать сайты известных компаний: Ашманов, БинБанк, Альфа Форекс, Авилон. Yeah, it’s serious business, bab.

Немалую долю в популярности Хантера сыграла и Бизнес Молодость, где всем пришедшим на лекции говорили о продукте, те принимали это на веру, передавали другим и так до бесконечности.

Все это привело к тому, что уже через 3 месяца количество callback-сервисов превысило отметку в 20 продуктов, а еще через 3 месяца их уже было порядка 100. Подогревала ситуацию и посты Татунашвили, о том, что продукт моментально самоокупился и начал приносить миллионы прибыли. Смотревшие на эти посты люди раз за разом шлепали себя по колену с возгласом «Черт возьми, а чем я хуже?» и шли делать свой callback, правда без леопардов и performance. Что и было главной ошибкой.

Особенностью золотой лихорадки было то, что все знали о тех, кто смог разбогатеть и никто не знал о миллионах, которые вместо золотого слитка нашли себе в той же земле вечный покой. Каждая история об успехе только увеличивала количество старателей.

Ведь успех CallbackHunter был обусловлен не столько эффективностью, насчет которой мнения сильно разделяются и по сей день, сколько эффектностью, которая, наоборот, сомнения не вызывает. Люди клепали и продолжают клепать клоны, думая, что суть в прорывной технологии, тогда как на деле секрет заключался в правильном позиционировании. Ну и право первого все-таки дало о себе знать. Каждый callback-сервис сталкивался с тем, что клиенты пытаются понять, чем же он отличаются от Hunter.

Как правило, создатели клонов и сами не знают ответ, но со временем стали появляться и те, кто на основе callback создавал свой продукт. К примеру, RedHelper, который специализируется на средствах коммуникации в сети еще с доисторических времен, выпустили свой callback, привязав к нему браузер и подcветку курсором. По сути, с Хантером их связывает лишь принцип обратного звонка, хотя в Red Connect и не скрывают, откуда черпают свое вдохновение.

Rocket Callback, Perezvoni, Chaser – все они пытались и пытаются в той или иной мере внедрять что-то свое. Причем, чем раньше появляется аналог Хантера и чем больше присутствует на рынке, тем меньше он со временем начинает походить на него. Сами CallbackHunter одно время имели привычку считать количество клонов по объявлениям вроде этого:

Очередной скрин очередного клона с очередного фриланс-сайта
Очередной скрин очередного клона с очередного фриланс-сайта

В XIX веке старатели, раскопавшие десятки акров земли и промывшие целые реки, но так и не найдя злосчастные слитки, возвращались домой, тогда как на их место моментально встали смелые новички, только-только спустившиеся с парохода из Ирландии.

Многие из callback-cервисов закрылись, кто-то законсервировался, но общий процент от этого не изменился, так как на место старых пришли новые, вызывая непрекращающийся эффект дежавю. Яндекс при запросе «обратный звонок» выдает 74 сайта, Google — 78.

Ответить, почему же люди продолжают создавать callback-сервисы, хотя пик вроде как уже прошел, очень просто – у технологии высокий порог входа, а лавры первопроходца толкают на мысль, что рискнуть стоит. Правда, забывая опять-таки, что для того, чтобы проект выстрелил, необходимо чтобы сошлось неисчислимое количество факторов: предпосылки, настроение аудитории, трендовость темы, развитие рынка, и самое главное – эффект новизны, он же wow. Сейчас сделать это сложно. Тот же Facebook, появившись как совершенно новый тип социальной сети, где акцент делается не на новые знакомства, а на поддержание уже имеющихся, вызвал wow-эффект. Оторвать кусок пирога у Facebook пытались сотни компаний, но эффекта wow ни у кого уже не было. Как один из самых ярких примеров можно привести Ello, но где он сейчас, мы все знаем.

В начале XX века интерес к лихорадке и золотодобычи начинает постепенно ослабевать, так как, несмотря на все рассказы, количество счастливчиков можно было пересчитать по пальцам.

Callback-лихорадка еще не кончилась, и потому любопытно наблюдать за конкуренцией, в основе которой лег самый примитивный из инструментов – демпинг. Первые сервисы продавали минуты, причем по цене в 20-50 рублей. Сейчас цена минуты скатилась до 2-5 рублей, причем в виде готового пакета.

Вместе с тем, интерес аудитории к теме все-таки начинает спадать. И определить это можно не только по изменившемуся количеству лайков, шейров и постов в ленте Facebook, но и по показателям самих сервисов. Если верить Similarweb, посещаемость начала падать с марта 2015 года:

Image 27Image 31

Image 29

Еще любопытнее будет посмотреть кто останется на рынке после того, как лихорадка пойдет на спад. В случае с купонными сервисами из более чем 1000 компаний осталось около десятка самых крупных и стойких. Как будет с callback-сервисами можно будет сказать в ближайшие несколько лет. Точно сказать не представляется возможным, так как количество запросов «обратный звонок» и «callback» совершенно разные (кликните, чтобы открыть в большом размере):

yandex-image

yandex-callback-2

Чем бы ни закончилась эта лихорадка, она останется уникальным явлением, присущим только Рунету. Купонные сервисы, локальные социальные сети, медицинские и финтех-стартапы — все это было по всему миру, а callback умудрился стать волной, которая пока что замкнулась внутри страны, хотя попытки вынести модель на соседние рынки предпринимались и не раз. Правда, такого эффекта, как в России, продукт там не вызвал.

Не забывайте подписываться на нашу страницу Facebook.