На днях Facebook объявил, что его чатом Messenger теперь могут пользоваться даже те, кто в социальной сети не зарегистрирован. Авторизация производится через номер телефона, правда только для тех, кто живет в США, Канаде, Перу или Венесуэле. До этого былосообщено, что на платформе Messenger разработана первая игра, и что приложение теперьподдерживает обмен gif-изображениями. Параллельно расширяется география платежей посредством Messenger.

Отделение Messenger от Facebook — еще один шаг социальной сети на пути к замене интернета, на который компания вступила в 2007 году.

Profiles

Профили в Facebook призваны стать заменой тем, что лет 15 называлось «персональная страница», 10 лет назад — «мой персональный блог», 5 лет назад — «мой ЖЖ». Среди тех, кто уже выбрал Facebook в качестве основной площадки такие люди, как Олег Тиньков,Евгений Чичваркин, Илья Красильщик. В качестве свежего примера можно привести пост Тинькова о том, что он готов купить «Рокетбанк», сославшись на который, и написали свои заметки СМИ.

Как Facebook заменяет собой интернет

Pages

В 2007 году Facebook представил функционал страниц, хотя в том виде, в котором они есть сейчас, появились страницы только в 2010. Страницы призваны стать заменой сайтам, что, в какой-то степени, начинает постепенно воплощаться. Благодаря страницам Facebook превратился из инструмента привлечения трафика в самостоятельную единицу. Если раньше пользователи переходили со страницы на сайт, то сейчас все чаще бывает наоборот, потому что страница тех же самых брендов намного интереснее, чем сами сайты. Сравните сайт МТСи страницу МТС.

Каждый год хроника (timeline) обогащается новым функционалом – карты с местонахождением офиса, оценки, часы работы офиса, форма обратной связи, кнопка с призывом к действию.

«В зависимости от того, какой у вас бизнес, вы можете выбрать тот или иной набор функций, который ничем не уступает функционалу сайта на многих CMS»

В этом году Facebook ввел еще ряд нововведений, которые позволяют превратить страницу в полноценный интернет-магазин с каталогом товаров и оплатой, дабы предоставить бизнесу удобную и бесплатную альтернативу.

Messenger

Про Messenger можно писать много, долго и вкусно. Когда Facebook объявил, что вынесет обмен сообщениями в отдельное приложение, многие возмутились и отказывались понимать, чем руководствуется Цукерберг. Сейчас, спустя почти 2 года, все встало на свои места – у Messenger больше пользователей, чем у WhatsApp или любого другого аналогичного продукта. Сегодня, когда приложение полностью отделилось от социальной сети, количество пользователей должно пополниться еще несколькими миллионами.

Помимо этого, Messenger перестает быть просто средством для обмена сообщениями – теперь это платформа со своим магазином приложений, а функция Business превращает его в инструмент коммуникации между компанией и клиентом. Ближайший аналог – WeChat, который позволяет бронировать место в кинотеатре и вызывать такси.

Как Facebook заменяет собой интернет

Messenger сейчас основной продукт компании, куда брошены все силы. Новая функция появляется буквально каждую неделю — видеозвонки, аудиозвонки, стикеры. Добавьте к этому обмен текстовыми сообщениями и локациями, и мы получаем продукт, который стремится заменить 10-15 аналогичных по принципу «Зачем переписываться с друзьями в одном приложении, разговаривать по видеосвязи с родными в другом, общаться с начальством в третьем, когда все это можно сделать в Messenger».

Timeline

Хроника, продукт, который появился в 2010 году и полностью поменял Facebook, на днях начал поддерживать потоковое видео. Возможность загружать и просматривать ролики была и до этого. Причем ролики не напичканы рекламой, как в YouTube. В январе в Facebook в день было 4 миллиарда просмотров видео.

Как Facebook заменяет собой интернет

Хроника призвана воплотить мечту Цукерберга об эре персональных СМИ, когда человек получает только те новости, которые ему интересны исключительно из тех источников, которым он доверяет. Возможность просмотров видеороликов направлена на то, чтобы люди получали видеоконтент не уходя из соцсети, как и live-трансляции, поддержка gif-анимаций, а с недавнего времени и возможность загрузки видео в формате 3600.

Другие продукты

Facebook стремится заменить практически все доступные продукты. Rooms призван стать заменой форумов. Slingshot создан как альтернатива Snapchat. Вместо Viber, WhatsApp, Telegram, Skype Цукерберг предлагает Riff, Bolt и, опять-таки Messenger. Чекины в Foursquare? Это уже давно в хронике. Мини-игры? Есть Games. Мероприятия? Есть Events. Стало скучно? Всегда можете воспользоваться функцией «В этот день». Хочется флирта? Подмигните при помощи Poke.

Как Facebook заменяет собой интернет

Одна из немногих сфер, которые не затронул Facebook, это прослушивание аудио. Но тут все строго завязано на авторских правах. ВКонтакте держался сколько мог, но и их заставили убрать раздел «Музыка» из приложений. Однако бесплатно слушать музыку в сети можно и сейчас, при помощи того же Deezer, к примеру.

На 2015 год Facebook Family охватила практически все сферы: Facebook призван стать заменой СМИ, сайтов, интернет-магазинов, блогов. Messenger — заменой чатов, средств обратной связи на сайтах и даже платежных платформ. Oculus дал возможность прибрать сферу виртуальной реальности, Instagram — миллионы людей, предпочитающих выражать мысли изображениями. Покупкой WhatsApp Цукерберг открыл себе дверь в мобильный мир, убрав потенциального конкурента и получив вместо него потенциальную мобильную соцсеть.

Как Facebook заменяет собой интернет

Ложка дегтя

При всем этом, многие продукты Facebook остаются на уровне тестирования или ограниченного круга пользователей. Graph Search так толком и не дошел до мира, Business в Messenger не вышел за рамки США, WhatsApp практически перестал развиваться. В самой социальной сети все еще нет адекватного поиска, а юзабилити сайта для новичков может показаться лабиринтом.

Компания берется сразу за несколько разных продуктов из разных сфер, но редко доводит какой-нибудь из них до конца, предпочитая переключаться на новые проекты. Это приводит к тому, что люди из разных стран, пользуясь одним и тем же продуктом, по сути имеют доступ к абсолютно разным комплектам функций.  Что уж говорить, если функционал самой социальной сети еще не до конца переведен на русский язык.

Тем не менее, Facebook, где-то поглощая, где-то покупая, где-то изобретая, расширяется во все стороны и как осьминог, охватывает все больше сфер жизни. Правда рост скорее вширь, а не вглубь, но, возможно, придет день, когда мы сможем покупать, общаться, слушать музыку и смотреть видео не выходя за пределы Facebook. Во всяком случае, Цукерберг именно к этому и стремится.

На октябрь 2015 года в Facebook зарегистрировано 11 000 000 пользователей из России, а месячная аудитория составляет 24 503 000 человек.