Не callback-ом едины. Количество российских стартапов, специализирующихся на mHealth, продолжает стремительно расти.  Впрочем, тенденция эта затронула не только Россию, но и весь мир. Данный материал подгтовлен на основе исследований компаний J’son & Partners Consulting, Economist Intelligence Unit, PWC, ABI Research, GSMA mHealth Tracker.

mHealth и телемедицина

Прежде всего необходимо отметить, что распространенный в последнее время в России термин «телемедицина» не является тождественным понятию mHealth. Под телемедициной следует понимать передачу медицинских данных посредством средств связи — от консультаций на расстоянии до проведения операций в онлайне. Телемедицина является лишь одной ветвью mHealth, который, в свою очередь, подразумевает все мобильные технологии, использующиеся в медицине, и да, в том числе мобильную телемедицину.

Сам рынок mHealth формально можно разделить на 2 большие группы:

  1. Технологии, устройства и приложения по обеспечению связи между пациентом и врачем на расстоянии (включая платформы удаленного доступа);
  2. Технологии, устройства и приложения по поддержке своего здоровья самими пользователями (включая фитнес-трекеры).

В качестве отечественных примеров можно привести платформы RuHealth и Anamnesica, являющихся представителями первой категории и inKin с ONDOC, относящихся ко второй. Первые, основываясь на облачной технологии, предоставляют пользователям возможность получить консультацию или же записаться на прием, являясь как раз-таки примером телемедицины. Вторые представляют собой приложения для гаджетов, посредством которых пользователи могут поддерживать и следить за своим здоровьем самостоятельно.

Также рынок mHealth часто делят на 4 отрасли:аналитика, аппаратное обеспечение, программное обеспечение и комплексные решения (кликабельно):

20150303100216-4525
Из исследования J’son & Partners

Несмотря на то, что медицина считается достаточно консервативной сферой, в последние годы именно тут происходят наиболее важные технологические прорывы. Объясняется это, во многом, ростом интереса населения к своему здоровью. Так, к примеру, согласно опросу PW1, 56% покупателей медицинских гаджетов ожидают, что данная технология продлит им жизнь на 10 лет.

Согласно исследованию Economist Intelligence Unit и PWC, применение технологий mHealth делает здравоохранение более качественным и доступным для пациентов, позволяет сократить расходы на здравоохранение и получать недоступную ранее медицинскую информацию.

mHealth в мире

Согласно статистике компании Statista рынок mHealth в 2014 году оценивался на уровне $10,97 миллиардов, темп роста составил 32%. Согласно прогнозам компании, к 2020 году рынок, при условии сохранения текущих показателей, достигнет отметки в $58,8 миллиардов.

Из исследования J’son & Partners

По данным GSMA mHealth Tracker, большинство проектов на рынке mHealth реализуются в сегменте систем здравоохранения (30%). 18% проектов действуют в сегменте предупреждения заболеваний, а 15% помогают медработникам в работе, расширяя их возможности. Затем идет мониторинг здоровья пациентов (14%), решения по общему оздоровлению пациентов (спортивные приложения) (9%), диагностике (9%) и лечению (6%):

Из исследования J’son & Partners
Из исследования J’son & Partners

mHealth в России

Что касается российского рынка, то mHealth в стране находится еще на ранней стадии развития, что затрудняет точные оценки.

Тем не менее, компания Brookings сообщила, что по ее прогнозам к 2017 году рынок mHealth в России достигнет $800 миллионов и будет представлять около 3% мирового рынка. Согласно прогнозам той же компании, Россия к 2017 году будет занимать 6 место в мире по объему выручки от реализации технологий мобильной медицины.

Из исседования J'son & Partners
Из исследования J’son & Partners

Драйверы и барьеры российского рынка mHealth, перечисленные в исследованиях:

  1. Государственная политика в области поддержки модернизации здравоохранения, в рамках которой отдельное внимание уделяется вопросам информатизации этой отрасли;
  2. Сокращение государственного финансирования здравоохранения;
  3. Рост платных услуг в здравоохранении;
  4. Старение населения;
  5. Значительное количество населенных пунктов, находящихся в труднодоступных и отдаленных территориях.

Главной особенностью российского рынка является неготовность населения и медперсонала к использованию мобильных технологий в медицине. Так, согласно статистике PMLive, доступ к сети есть лишь у 7,5% российских врачей.

Еще одним барьером для развития mHealth в России указывается обеспечение безопасности медицинских данны по причине слабого развития IT-культуры (в частности, речь идет о цифровой грамотности и цифровой безопасности пользователей) во всей сфере. Сюда же относится и такой фактор, как недостаточное финансирование, так как мировый опыт показывает, что развитие этого рынка возможно лишь при непосредственной поддержке плательщиков медицинских услуг.

Так, к примеру, в странах США и Европы страховые компании инвестируют средства в развитие технологий мобильной медицины для сокращения собственных издержек. В России же рынок страхования к такому еще не готов, что негативно сказывается и на развитии mHealth.

Инвестиции в mHealth

В 2014 году объем инвестиций в mHealth составил $6,5 миллиардов. Рост по сравнению с 2013 годом составил 125%. Крупные и известные компании считают данную сферу привлекательной и перспективной, к примеру, Google Ventures.

Из исследования J'son & Partners
Из исследования J’son & Partners

Что касается российского рынка, то за последний год тут можно отметить Medviser, который привлек $500 000 и Advanced Dental Cloud (сумма инвестиций не называется, однако сам стартап оценен в 85 миллионов рублей).

В заключении специалисты сходятся по мнении, что мобильная медицина в ближайшие годы станет одним из основных трендов в развитии медицинских технологий, и Россия будет одним из лидеров.

Основными заинтересованными сторонами, которые способствуют развитию рынка, cтанут:

    • Плательщики медицинских услуг (государства и страховые компании) – основная заинтересованная сторона в мире в связи с тем, что использование технологий mHealth позволяет снизить затраты на медицинское обслуживание;
    • Институты сферы здравоохранения (поликлиники, госпитали и т.д.);
    • Производители медицинского оборудования;
    • Технологические компании (устройства и датчики, софт, инфраструктура, анализ медицинской информации и т.д.).

Экспертное мнение:

Зара Мартиросян,
Co-founder inKin

circle (1)

По нашим наблюдениям, российский рынок фитнес-трекеров сильно отличается от американского. И дело не только в  очевидных объемах, но и в предпочтениях. Например, лидер американского рынка Fitbit в России менее популярен, чем те же Up от Jawbone или Mi Band от китайской компании Xiaomi. Но в России эта культура только-только зарождается, и все еще впереди. Более того, мы уверены, что наши российские коллеги выпустят на рынок не одно конкурентоспособное устройство, которое мы бы с особой гордостью подключили к нашей платформе inKin.
Александр Константинов,
CEO ONDOC
ondoc
Российский рынок mHealth еще абсолютно не сформирован, но мы видим растущий интерес как со стороны людей, которые ответственно подходят к своему здоровью, так и со стороны наиболее прогрессивных врачей и клиник. У нас есть уверенность в том, что это направление получит активное развитие в ближайшие 3 года, и мы увидим много интересных и полезных решений.

Присоединяйтесь к нам в Facebook
И в ВКонакте